Известные преподавали
военной кафедры и выпускники
преподаватели
Родился 30 августа 1910 года в городе Казани.
До армии работал наборщиком в типографии.
В армии — с февраля 1933 года. Служил в 108-ом артиллерийском полку рядовым курсантом-одногодичником, командиром взвода, начальником связи дивизиона 108 ап. С декабря 1936 по 1939 год был начальником команды штаба МВО в Москве. С 1939 года служил в 17 артиллерийском полку в городе Горьком, откуда выехал на финский фронт. Во время боев на Карельском перешейке был тяжело ранен в левый глаз, с февраля по май 1940 года находился в госпитале в Ленинграде. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С 1940 по 1947 год служил в штабе МВО сначала помощником начальника допризывной подготовки, затем – помощником инспектора артиллерии МВО, последняя должность – начальник организационно-мобилизационного отдела артиллерии МВО. Награжден: «Орденом Ленина», медалями: «Золотая Звезда», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в ВОВ» и другими.
В МЭИ - с 1947 года, начальник учебной части военной кафедры, полковник.
Родился в 1920 году в городе Москве.
После окончания Военно-воздушной академии им. Жуковского воевал в качестве штурмана самолета авиации дальнего действия, в 1944 году бомбил Берлин.
После войны работал в МЭИ на кафедре Инженерно-авиационной службы и одновременно трудился над кандидатской диссертацией на кафедре Радиолокации, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Профессор кафедры радиоприборов. Лауреат Государственной премии (награжден посмертно).

Родился 23 февраля 1923 года в деревне Ярок Немского района Кировской области.
В армии с июля 1941 года. Воевал с июня 1942 по май 1945 года в должностях механика по радио и заместителя старшего техника по электроспецоборудованию. Закончил войну в звании техника-лейтенанта. Награжден орденом «Красной звезды», медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в ВОВ» и другими.
В МЭИ с 1970 года, начальник военной кафедры, кандидат технических наук, доцент, генерал-майор авиации.
Родился 7 ноября 1898 в Свеаборге (Финляндия). Из дворянской семьи шведского происхождения. Окончил Псковский кадетский корпус (1916).

Участник Первой мировой войны. Красногвардеец (декабрь 1917 — июнь 1918). Участник Гражданской войны. Воевал «против германских оккупантов и сев. белой армии в 1918 и 1919 гг. при группе Травинского, против поляков и белолитовцев - в XV и XVI арм. в 1919-20 г., против Махно и Врангеля в составе XII и XI армий в 1920-21 г.г. Начальник артиллерийской команды (июнь 1918 — июнь 1920), командир десантного отряда (июнь 1920 — январь 1921), помощник командира бронепоезда (январь — март 1921). В 1921 году поступил, а в 1922 году окончил Военную школу летчиков-наблюдателей. Летчик-наблюдатель и заместитель командира отряда (октябрь 1922 — июль 1924), помощник начальника оперативной части ВВС Ленинградского ВО (июль 1924 — ноябрь 1926), 3-го отдела 1-го управления штаба РККА (ноябрь 1926 — сентябрь 1927), член ВКП(б) с 1924 года.

В 1927 году поступил, а в 1930 году окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе.

Начальник учебно-летного отдела Военной школы летчиков (апрель — ноябрь 1930), начальник штаба авиационной бригады (ноябрь 1930 — ноябрь 1931), помощник начальника 3-го сектора 1-го управления штаба РККА (ноябрь 1931 — сентябрь 1933), помощник начальника 3-го отдела Генштаба РККА (сентябрь 1933 — март 1936), начальник 1-го отдела штаба ВВС армии (март — октябрь 1936).

В 1936 году поступил, а в 1938 году окончил Военную Академию Генштаба.

Преподаватель тактики авиации Военной академии им. М. В. Фрунзе (октябрь 1938 — декабрь 1939), с декабря 1939 - заместитель начальника оперативного отдела штаба ВВС Красной армии.

Постановлением СНК СССР № 945 от 04.06.1940 присвоено звание «генерал-майор авиации».

14 июня 1940 года за успешное выполнение заданий командования был награждён орденом Красного Знамени.

Участник Великой Отечественной войны. Начальник Разведывательного Отдела штаба ВВС Красной армии (1941—1945). Награжден тремя орденами «Красного знамени», «Орденом Ленина», «Орденом Богдана Хмельницкого II степени», орденом «Отечественной войны I степени», орденом «Красной звезды», орденом США - «За заслуги», получил степень командора, медалями «За оборону Сталинграда», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в ВОВ», «За победу над Японией».

В МЭИ – с 1947 по 1962 год, работал начальником военной кафедры, кандидат военных наук, доцент.

Комбриг(1938). Генерал-майор авиации(1940).

Родился в Симбирской губернии в крестьянской семье. С малых лет зарабатывал на жизнь отхожим плотницким промыслом (строил дома). Очень хорошо учился. В Первую Мировую Войну, пройдя обучение, стал фельдфебелем (старший унтер-офицерский чин) и воевал на Турецком фронте, где и получил Георгиевский крест.

После революции Михаил Иванович — красный командир, воевал с бандами Антонова в Поволжье. Где в одном бою спас 90 красных курсантов, выведя их из окружения геройским прорывом. А в 20е годы окончил две академии: им. Фрунзе и им. Жуковского и окончательно связал свою жизнь с авиацией, и даже в числе первых авиаторов стал мастером-парашютистом. В конце 20х участвовал в военной миссии в Персии. А в 30х служил в различных авиационных частях на юге СССР. За свои заслуги награжден многими орденами и медалями СССР. Вскоре после получения звания Комбриг(1938) был репрессирован, но твердый характер позволил ему добиться отмены несправедливого решения и восстановления в армии. С 1940 — Генерал-майор авиации. На начало ВОВ начальник штаба ВВС Приволжского военного округа. В дальнейшем командующий ВВС Приволжского военного округа. В дальнейшем генерал-инспектор группы инспекторов Красной Армии. После ВОВ доцент кафедр академии им. Жуковского и МЭИ. Член комитета по увековечению памяти Советских Воинов при Комитете Ветеранов ВОВ.

С 1947 по 1962г. – преподавал на военной кафедре МЭИ.
Советский военачальник, генерал-майор авиации (29.05.1943)

Родился в слободе Платово, ныне село Весело-Вознесенка в районе, Ростовской. Русский. Окончил 8 классов школы. В Красной Армии с февраля 1920 года, направлен в 4-ю кавалерийскую дивизию 1-й Конной армии.

В мае 1921 года поступил на службу в РККА и направлен курсантом на командные курсы 1-й Конной армии, а по их расформировании переведен на Ростовские объединенные курсы действующих родов войск. В декабре 1922 года окончил курсы и был назначен в 10-й Таманский кавалерийский полк 2-й кавалерийской дивизии им. М.Ф. Блинова, где исполнял должности старшины эскадрона, командира взвода, врид командира эскадрона. В 1924 году вступает в ВКП (б).

С августа 1925 года учился сначала в Крымской кавалерийской школе в городе Симферополь, с октября 1926 года — в кавалерийской школе ЛВО. После неё в сентябре 1927 года командирован в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА, затем с августа 1928 года продолжил учёбу в 3-й военной школе летчиков и летнабов им. К. Е. Ворошилова. По завершении учёбы в сентябре 1929 года Жуков был назначен в 19-ю истребительную авиаэскадрилью, входившую в состав ВВС БВО и МВО. В её составе прослужил четыре года, исполняя должности: младшего летчика, командира звена и авиаотряда.

С июля 1935 года Жуков проходил службу в Качинской Краснознаменной школе пилотов им. А. Ф. Мясникова в должностях командира отряда, эскадрильи, помощника начальника школы по летной подготовке, одновременно заочно учился в Военно — Воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В августе 1940 года назначен командиром 32-го истребительного авиаполка в составе ВВС ЗабВО.

В ходе Смоленского сражения он вел бои под Оршей, Смоленском, Вязьмой, дошел до Рузы. Осенью и зимой 1941 года принимал участие в битве под Москвой. За этот период боевых действий в воздушных боях майор Жуков совершил 70 боевых вылетов и лично сбил 3 самолета противника.

В январе 1942 года Жуков был назначен командиром 28-й смешанной авиадивизии резерва, затем в феврале — заместитель командующего ВВС армии Западного фронта. В апреле 1942 года вступил в командование 201-й истребительной авиадивизией.

Всего за время боевых действий полковник Жуков совершил 137 боевых вылетов и в воздушных боях сбил 4 самолета противника лично и 4 в составе группы.

В июле 1943 года генерал-майор авиации Жуков был назначен начальником Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС Красной армии (г. Люберцы) и в этой должности находился до конца войны. Являлся соавтором Инструкции по воздушному бою истребительной авиации.

С ноября 1956 года был преподавателем военной кафедры Московского энергетического института им. В. М. Молотова. В декабре 1959 года генерал-майор авиации Жуков уволен в запас.

Советский учёный в области теории управления, специалист по самолётостроению, электротехник. Академик АН СССР. Генерал-майор инженерно-авиационной службы. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Виктор Сергеевич Кулебакин родился в октябре 1891г. в г. Москве, в семье учителя сельской школы. Начальное образование получил в Богородской школе и Набилковском коммерческом училище. В 1914 году окончил Императорское Московское техническое училище, в октябре 1914 года был отправлен на фронт, в 1916 окончил Гатчинскую школу лётчиков и состоял на военной службе офицером-приемщиком авиационного имущества Управления Военно-воздушного флота. В 1917 — 1940 годах преподавал в ИМТУ. В 1923 — 1960 годах — в ВВИА имени Н. Е. Жуковского.

Является одним из создателей плана ГОЭЛРО.

Награжден двумя орденами Ленина (1942, 1958), орденом Красного Знамени (1945), орденом Трудового Красного Знамени (1945), тремя орденами Красной Звезды (1936, 1944, 1945), орденом «Знак Почета» (1940) и медалями. Учитывая особые заслуги академика В.С. Кулебакина в укреплении обороноспособности нашей страны, ему было присвоено в 1942 г. военное звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

Также ему были вручены:
Сталинская премия второй степени (1950) — за создание и внедрение нового рудничного конденсаторного электровоза
премия имени П. Н. Яблочкова АН СССР (1962);
Золотые часы (28.10.1938);
Присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (1961).

С 1941г. по 1952г. – начальник военной кафедры инженерно-авиационной службы.

Генерал-майор авиации, кандидат технических наук, академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, президент отделения «Безопасность бизнеса», член-корреспондент Академии военных наук.

Родился 14.02.1943г. в г. Баку (Азербайджанская ССР). С 1968 по 2000 год служил в Вооруженных Силах СССР/РФ. Окончил Московский авиационный институт. В МЭИ работает с 1988 года. Служил на должностях: начальника объединенной военной кафедры, начальника отделения военной подготовки. С 1995 по 2000 год являлся начальником факультета военного обучения.

Автор 77 научных, учебных и методических трудов, изобретений; награжден орденом Почета, 8 медалями.
оенных наук.

выпускники
Космонавт, Герой России
Трещев Сергей Евгеньевич
Родился 18 августа 1958 года. в пос. Красный Кустарь Волынского района Липецкой области. В 1976 году окончил техническое училище по специальности «электросварщик», в 1982 году - Московский энергетический институт по специальности «инженер-преподаватель электроэнергетических дисциплин». С 1982 по 1984 год проходил службу в частях ВВС в качестве командира группы. С 29 августа 1984 года по сентябрь 1986 года работал мастером по энергооборудованию Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) НПО «Энергия». В круг его обязанностей входили анализ и планирование деятельности космонавтов на борту орбитальной станции, а также их предполетная техническая подготовка. С сентября 1986 года - инженером ГКБ НПО «Энергия». Занимался вопросами анализа и проектирования деятельности космонавтов на ОС и их технической подготовкой в полете, а также организацией подготовки космонавтов к полету. Проводил тренировки экипажей на макетах ОК «Мир», участвовал в испытаниях наземного комплекса модуля «Квант-2» станции «Мир» по отработке СОЖ. В отряд космонавтов зачислен 13 мая 1992 года. С 1992 по 1994 год прошел курс общей космической подготовки и получил квалификацию космонавта-испытателя. С 1994 по 1996 год готовился к полету по программе орбитального комплекса «Мир». В период с 1996 по 1998 год прошел подготовку к полету на транспортном корабле «Союз ТМ» и орбитальном комплексе «Мир» в качестве бортинженера дублирующего экипажа ЭО-25 по программам «Мир-25/НАСА-7» и «Пегас». С марта 1998 года по 15 августа 1999 года проходил подготовку к космическому полету в качестве бортинженера основного экипажа 27-й основной экспедиции на ОК «Мир». Подготовка была прекращена в связи с изменением программы полетов и необходимостью включения в экипаж французского космонавта. С октября 1998 года по январь 1999 год проходил подготовку в составе группы по программе полетов на МКС. С 15 июня 1999 г. был назначен в дублирующий экипаж МКС-1R (экипаж-спасатель на случай нестыковки СМ к ФГБ) и до июля 2000 г. проходил подготовку в этом экипаже вместе с В. Корзуном. С сентября 2000 г. по июль 2001 г. он готовился в дублирующем экипаже МКС-3, а с сентября 2001 г. проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-5 вместе с В. Корзуном и П. Уитсон. Совершил единственный космический полет с 5 июня по 7 декабря 2002 г. в качестве бортинженера 5-й основной экспедиции на МКС (старт - STS-111, посадка - STS-113). Во время полета совершил выход в открытый космос длительностью 5 часов 21 минута. 30 ноября 2006 г. приказом руководителя Роскосмоса летчик-космонавт РФ Сергей Евгеньевич Трещев освобожден от должности космонавта-испытателя 3-го класса по собственному желанию. Покинув отряд космонавтов, остался работать в РКК «Энергия» в 291-м отделе Летной службы корпорации. Летчик-космонавт России Сергей Трещев награжден медалью «Золотая Звезда» Героя РФ и медалью NASA «За космический полет».
МЧС
Легошин Андрей Данатович
Родился 18 августа 1958 года. в пос. Красный Кустарь Волынского района Липецкой области. В 1976 году окончил техническое училище по специальности «электросварщик», в 1982 году - Московский энергетический институт по специальности «инженер-преподаватель электроэнергетических дисциплин». С 1982 по 1984 год проходил службу в частях ВВС в качестве командира группы. С 29 августа 1984 года по сентябрь 1986 года работал мастером по энергооборудованию Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) НПО «Энергия». В круг его обязанностей входили анализ и планирование деятельности космонавтов на борту орбитальной станции, а также их предполетная техническая подготовка. С сентября 1986 года - инженером ГКБ НПО «Энергия». Занимался вопросами анализа и проектирования деятельности космонавтов на ОС и их технической подготовкой в полете, а также организацией подготовки космонавтов к полету. Проводил тренировки экипажей на макетах ОК «Мир», участвовал в испытаниях наземного комплекса модуля «Квант-2» станции «Мир» по отработке СОЖ. В отряд космонавтов зачислен 13 мая 1992 года. С 1992 по 1994 год прошел курс общей космической подготовки и получил квалификацию космонавта-испытателя. С 1994 по 1996 год готовился к полету по программе орбитального комплекса «Мир». В период с 1996 по 1998 год прошел подготовку к полету на транспортном корабле «Союз ТМ» и орбитальном комплексе «Мир» в качестве бортинженера дублирующего экипажа ЭО-25 по программам «Мир-25/НАСА-7» и «Пегас». С марта 1998 года по 15 августа 1999 года проходил подготовку к космическому полету в качестве бортинженера основного экипажа 27-й основной экспедиции на ОК «Мир». Подготовка была прекращена в связи с изменением программы полетов и необходимостью включения в экипаж французского космонавта. С октября 1998 года по январь 1999 год проходил подготовку в составе группы по программе полетов на МКС. С 15 июня 1999 г. был назначен в дублирующий экипаж МКС-1R (экипаж-спасатель на случай нестыковки СМ к ФГБ) и до июля 2000 г. проходил подготовку в этом экипаже вместе с В. Корзуном. С сентября 2000 г. по июль 2001 г. он готовился в дублирующем экипаже МКС-3, а с сентября 2001 г. проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-5 вместе с В. Корзуном и П. Уитсон. Совершил единственный космический полет с 5 июня по 7 декабря 2002 г. в качестве бортинженера 5-й основной экспедиции на МКС (старт - STS-111, посадка - STS-113). Во время полета совершил выход в открытый космос длительностью 5 часов 21 минута. 30 ноября 2006 г. приказом руководителя Роскосмоса летчик-космонавт РФ Сергей Евгеньевич Трещев освобожден от должности космонавта-испытателя 3-го класса по собственному желанию. Покинув отряд космонавтов, остался работать в РКК «Энергия» в 291-м отделе Летной службы корпорации. Летчик-космонавт России Сергей Трещев награжден медалью «Золотая Звезда» Героя РФ и медалью NASA «За космический полет».
МЧС, Герой России
Легошин Владимир Данатович
Родился 18 августа 1958 года. в пос. Красный Кустарь Волынского района Липецкой области. В 1976 году окончил техническое училище по специальности «электросварщик», в 1982 году - Московский энергетический институт по специальности «инженер-преподаватель электроэнергетических дисциплин». С 1982 по 1984 год проходил службу в частях ВВС в качестве командира группы. С 29 августа 1984 года по сентябрь 1986 года работал мастером по энергооборудованию Завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) НПО «Энергия». В круг его обязанностей входили анализ и планирование деятельности космонавтов на борту орбитальной станции, а также их предполетная техническая подготовка. С сентября 1986 года - инженером ГКБ НПО «Энергия». Занимался вопросами анализа и проектирования деятельности космонавтов на ОС и их технической подготовкой в полете, а также организацией подготовки космонавтов к полету. Проводил тренировки экипажей на макетах ОК «Мир», участвовал в испытаниях наземного комплекса модуля «Квант-2» станции «Мир» по отработке СОЖ. В отряд космонавтов зачислен 13 мая 1992 года. С 1992 по 1994 год прошел курс общей космической подготовки и получил квалификацию космонавта-испытателя. С 1994 по 1996 год готовился к полету по программе орбитального комплекса «Мир». В период с 1996 по 1998 год прошел подготовку к полету на транспортном корабле «Союз ТМ» и орбитальном комплексе «Мир» в качестве бортинженера дублирующего экипажа ЭО-25 по программам «Мир-25/НАСА-7» и «Пегас». С марта 1998 года по 15 августа 1999 года проходил подготовку к космическому полету в качестве бортинженера основного экипажа 27-й основной экспедиции на ОК «Мир». Подготовка была прекращена в связи с изменением программы полетов и необходимостью включения в экипаж французского космонавта. С октября 1998 года по январь 1999 год проходил подготовку в составе группы по программе полетов на МКС. С 15 июня 1999 г. был назначен в дублирующий экипаж МКС-1R (экипаж-спасатель на случай нестыковки СМ к ФГБ) и до июля 2000 г. проходил подготовку в этом экипаже вместе с В. Корзуном. С сентября 2000 г. по июль 2001 г. он готовился в дублирующем экипаже МКС-3, а с сентября 2001 г. проходил подготовку в составе основного экипажа МКС-5 вместе с В. Корзуном и П. Уитсон. Совершил единственный космический полет с 5 июня по 7 декабря 2002 г. в качестве бортинженера 5-й основной экспедиции на МКС (старт - STS-111, посадка - STS-113). Во время полета совершил выход в открытый космос длительностью 5 часов 21 минута. 30 ноября 2006 г. приказом руководителя Роскосмоса летчик-космонавт РФ Сергей Евгеньевич Трещев освобожден от должности космонавта-испытателя 3-го класса по собственному желанию. Покинув отряд космонавтов, остался работать в РКК «Энергия» в 291-м отделе Летной службы корпорации. Летчик-космонавт России Сергей Трещев награжден медалью «Золотая Звезда» Героя РФ и медалью NASA «За космический полет».
Генерал-лейтенант ФСБ
Ковалев Олег Петрович
Прошел путь от начальника лаборатории Главного конструктора до руководителя работ по созданию автоматизированных информационных систем и компьютерных технологий, обрабатывающих защищаемую информацию. Старший научный сотрудник по специальности «Автоматизированные информационные системы специального назначения». C июля 2011 г. - работа в ФГУП ГНИВЦ ФНС России в должности начальника Центра безопасности информации. Задачами Центра являются исследовательские и проектные работы по средствам и системам информационной безопасности.
генерал армии
Матюхин Владимир Георгиевич
Прошел путь от начальника лаборатории Главного конструктора до руководителя работ по созданию автоматизированных информационных систем и компьютерных технологий, обрабатывающих защищаемую информацию. Старший научный сотрудник по специальности «Автоматизированные информационные системы специального назначения». C июля 2011 г. - работа в ФГУП ГНИВЦ ФНС России в должности начальника Центра безопасности информации. Задачами Центра являются исследовательские и проектные работы по средствам и системам информационной безопасности.
Генерал-майор, Герой соц.труда
Басистов Анатолий Георгиевич
Советский учёный и конструктор в области радиотехники и электроники, генеральный конструктор НИИ радиоприборостроения. В 1947—1950 старший инженер одного из управлений ВВС Министерства обороны СССР. С 1950 в КБ-1 Министерства оборонной промышленности, затем в КБ Министерства радиопромышленности по созданию систем противовоздушной обороны, где принимал участие в разработке многоканальной зенитной системы С-25 для ПВО Москвы. С 1968 работал в Особом конструкторском бюро (ОКБ) «Вымпел» по созданию систем противоракетной обороны (ПРО), участвовал в разработке многоканальной зенитной ракетной системы дальнего действия С-200. С 1979 главный, а с 1985 — генеральный конструктор, научно-технический руководитель НИИ радиоприборостроения. С 1991 (после увольнения в запас) продолжил работу в той же должности. Анатолий Георгиевич заведовал кафедрой «Информационные системы» на Факультете радиотехники и кибернетики (ФРТК) Московского физико-технического института. Основные научные труды Басистова посвящены повышению эффективности фильтрации сигналов и разрешающей способности радиолокационных систем; разработке многофункциональных информационных систем ПРО на основе радиолокационных средств и оптико-электронных устройств, управляемых высокопроизводительными наземными и бортовыми ЭВМ; разработке комплексов систем управления ЛА, поражающими воздушные и космические объекты и др. Один из авторов концепции обеспечения стратегической безопасности страны и создателей систем противовоздушной обороны (С-25 и С-200). Генеральный конструктор системы противоракетной обороны А-135. Выступал против предложений о консервации этой системы, заявлял: «Если прекратить эксплуатацию хотя бы на год, потом уже восстановить не удастся».
Академик РАН, Герой соц.труда
Богомолов Алексей Фёдорович
Родился 20 мая (2 июня) 1913 года в деревне Ситское Юхновского уезда Смоленской губернии (ныне Юхновского района Калужской области). C 1923 года жил в Москве. В 1927 году окончил школу-семилетку, в 1929 году — 1-й Московский институт трудового воспитания. В 1929—1932 годах работал в организации «Стройэлектро»: электромонтажником, бригадиром, старшим электриком. Из «Стройэлектро» был направлен на учебу в Московский энергетический институт. Окончил МЭИ с отличием в 1937 году по специальности «Передача электрической энергии и объединение электрических систем». В 1939 году поступил в аспирантуру МЭИ. Темой его научной работы была грозозащита ЛЭП. Он успешно готовился к защите кандидатской диссертации, но работа была прервана начавшейся Великой Отечественной войной. А. Ф. Богомолов был направлен на трёхмесячные спецкурсы при Ленинградской военной электротехнической академии связи им. С. М. Будённого. После окончания курсов участвовал в войне сначала как командир взвода, затем инженер по радиолокации зенитно-артиллерийских частей Ленинградского Фронта; был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». В конце 1945 года Алексей Федорович был отозван из армии в МЭИ и приступил к работе на кафедре радиотехнических приборов. Преподавал на Высших инженерных курсах МВТУ в 1947—1954 годах — на радиотехническом факультете МЭИ. В 1949 году защитил кандидатскую диссертацию по теории блокинг-генераторов. В 1955 году он был избран заведующим кафедрой радиотехнических приборов. Богомолов был главным конструктором (директором) ОКБ МЭИ с 1954 по 1989 годы, входил в состав королёвского Совета главных конструкторов. Основные направления работы ОКБ МЭИ в это время были: радиотелеметрия, траекторные измерения, фазовая пеленгация, антенные системы. А. Ф. Богомолов и возглавлявшийся им коллектив сотрудников ОКБ является создателем средств радиотелеметрии и траекторных измерений, обеспечивших разработку и испытания первых баллистических ракет, межконтинентальных ракет, запуск первых искусственных спутников Земли, проведения научных экспериментов в космосе. Принимал участие в испытании Р-16, случайно выжил в неделинской катастрофе 1960 года. Специалист в области разработок радиоастрономических и радиофизических комплексов и проведения важнейших исследований в космосе. Главный конструктор радиотехнических систем, учёный радиотехник. Член-корреспондент по Отделению общей и прикладной физики (радиофизика и радиотехника) с 1 июля 1966 года. Академик по Отделению общей физики и астрономии (астрономия) с 26 декабря 1984 года. Основные работы по радиотехнике и радиофизике, в том числе разработка больших радиотелескопов для приёма телепередач через ИСЗ «Молния» в системе «Орбита».
Советский учёный в области разработки систем управления, Герой Социалистического Труда
Борисенко Михаил Иванович
Родился 25 июля 1917 года в деревне Глыбоцкое (ныне — Гомельский район Гомельской области Белоруссии). После окончания начальной школы уехал в Москву, где окончил среднюю школу, а в 1941 году — факультет радиотехники Московского энергетического института. С началом Великой Отечественной войны был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В 1942 году Борисенко ускоренным курсом окончил Московское высшее командное общевойсковое училище имени Верховного Совета РСФСР, после чего был направлен на фронт. Участвовал в Курской битве, битве за Днепр, освобождении Молдавской ССР, Румынии, Венгрии, Австрии. Находясь на передовой, разработал и внедрил вибропреобразователь для анодного питания, что стало давать значительную экономию энергии радиостанций, а также усилитель для длинных телефонных линий. После окончания войны в звании гвардии старшего лейтенанта Борисенко был уволен в запас и направлен на работу в качестве начальника лаборатории Проектно-конструкторского бюро № 886 Научно-исследовательского института № 885. С 1952 года возглавлял отдел в этом институте. Руководил разработкой систем управления для советских межконтинентальных баллистических ракет, в том числе для ракеты «Р-7», которая осуществляла запуски первых искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций, космического корабля «Восток». Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1957 года за «обеспечение полёта первого спутника Земли» Михаил Иванович Борисенко был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». С 1963 года, когда Научно-исследовательский институт № 885 был преобразован в Научно-исследовательский институт приборостроения, прошёл пути от начальника отделения до главного конструктора радиотехнических систем ракетно-космической техники. Возглавлял разработку командно-измерительных систем «База» и «Тамань» с собственными ЭВМ. Являлся автором многих научных работ. С 1974 года работал в Московском радиотехническом институте, с 1976 года возглавлял его. Руководил разработкой целого семейства радиорелейных станций, антенных бортовых систем для орбитальных космических станций, лазерно-оптических систем для ракетно-космической техники. В 1960 году ему была присуждена Ленинская, а в 1978 году — Государственная премия СССР.
Академик РАН
Бурцев Всеволод Сергеевич
Советский и российский учёный в области систем управления и теории конструирования универсальных ЭВМ, академик РАН. Основоположник создания первых многопроцессорных вычислительных комплексов «Эльбрус». Руководил разработкой ЭВМ для систем противоракетной обороны СССР «А», А-35, А-135 и ПВО С-300
главный конструктор первого советского реактивного противотанкового станкового гранатомета
Григорян Норайр Григорьевич
Родился 8 января 1911 года в Баку (ныне Азербайджан) в семье инженера. Окончил среднюю спецшколу «Памяти декабристов», с получением специальности чертежника-конструктора (1928), один курс электропромышленного факультета МИНХ имени Г. В. Плеханова (1929) и МЭИ имени В. М. Молотова (1933), где участвовал в работах по проектированию тяговых электродвигателей в техническом отделе строительства Каширского электровозного завода (1932). С декабря 1933 по декабрь 1934 года служил в РККА — в Хабаровске, там же потом работал начальником электроцеха электростанции. В апреле 1935 года вернулся в Москву. Работал на электромашиностроительном заводе «Динамо», с мая 1937 года — начальник группы проектирования тяговых двигателей для рудничных электровозов и городского транспорта. Один из создателей станкового противотанкового гранатомёта СГ-82 с реактивной кумулятивной гранатой. Один из основателей ВНИПИ взрывгеофизики, специалист в области использования взрыва при сейсмической разведке и геофизических исследованиях.
Генеральный конструктор космических систем, генеральный директор НПО «Элас» и НИИ микроприборов, Герой Социалистического Труда
Гуськов Геннадий Яковлевич
Родился 25 сентября 1918 года в селе Кошибеево Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне в Рязанской области), в крестьянской семье. В 1944 году, по возвращении из эвакуации, где он работал на оборонном заводе в удмуртском городе Сарапуле, Г. Я. Гуськов закончил Московский энергетический институт (радиотехнический факультет), после чего поступил на работу в секретное НИИ-108, занимающееся разработками в области радиолокации. В конце 1940-х годов, в соавторстве с А. А. Расплетиным, Е. Н. Майзельсом, М. Т. Цукерманом и Н. Н. Алексеевым, разработал станцию наземной артиллерийской разведки (СНАР-1), за что, в 1951 году, весь коллектив был удостоен Сталинской премии второй степени. С 1955 года тематика НИИ-108 стала смыкаться с космической областью, и Гуськов стал заниматься созданием системы радиоуправления для ракет Р-7, участвовал в разработке «лунной» и «марсианской» программ. В 1958 году, как заместитель главного конструктора СКБ-567, занимался созданием телеметрической аппаратуры и радиотехнических систем дальнего космоса и космической связи, участвовал в разработке и внедрении проекта первого радиотехнического комплекса дальней космической связи «Плутон» на базе антенны АДУ-1000. Работы Гуськова внесли значительный вклад в космическую программу СССР, и после полёта Ю. А. Гагарина в космос, в 1961 году, Геннадий Яковлевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. С 1967 года и до конца жизни Г. Я. Гуськов руководил научно-исследовательским институтом микроприборов (НИИМП, с 1975 года — НПО «Элас»). Являлся заведующим кафедрой систем, устройств и методов геокосмической физики Московского физико-технического института. За работы в области микроэлектроники, в частности — микроминиатюризация радиоэлектронной аппаратуры, в 1974 году, удостоен Ленинской премии за достижения в электронике. В 1976 году, «за выдающийся вклад в практическую космонавтику», НПО «Элас» было награждено орденом Ленина, тогда Гуськов занимался созданием перспективной космической системы наблюдения оборонного назначения, бортового центрального вычислительного комплекса, функциональных космических телекоммуникационных систем. Гуськов также известен как разработчик и организатор производства связной техники для различных родов войск, локационной техники различного уровня, телеметрической аппаратуры, наземных и бортовых вычислительных комплексов для космической техники. Главным делом его жизни было создание функциональной микроэлектроники, нашедшей широкое применение в создании ракетно-космического щита СССР, а после и России.
Генеральный директор Раменского приборостроительного конструкторского бюро
Джанджгава Гиви Ивлианович
Родился 10 августа 1940 года в городе Тбилиси Грузинской ССР. В 1964 году окончил Московский энергетический институт по специальности автоматика и телемеханика, после которого начал работать в Раменском приборостроительном конструкторском бюро (РПКБ). Прошел все ступени трудовой карьеры — от рядового инженера до генерального конструктора (начиная с 1991 года) — генерального директора РПКБ. Профессор, доктор технических наук, действительный член Академии технологических наук РФ и Международной академии информатизации. Автор свыше 200 научных трудов и более 120 изобретений. Его труды в области разработки теории и методов проектирования средств навигации с использованием физических полей земли, автономных и корректируемых систем авионики способствовали созданию в 1980-х годах ударных авиакомплексов. Под его руководством был создан для самолёта МиГ-29 цифровой прицельно-навигационный комплекс, комплексы для авионики для самолётов и вертолётов корабельного базирования, истребителей Су-27.
Советский учёный в области военной и гражданской электронной техники, Герой Социалистического Труда
Докучаев Юрий Петрович
Родился 12 декабря 1935 года в Москве. Окончил среднюю школу, а в 1959 году — Московский энергетический институт, после чего связал свою жизнь с Научно-исследовательским институтом № 35 (впоследствии — Научно-производственное предприятие «Пульсар»). Прошёл путь от обычного инженера до генерального директора этого института. Докучаев внёс большой вклад в развитие отрасли сверхвысокочастотной твердотельной электроники, руководил разработкой полупроводниковых диодов и транзисторов, до сих пор применяемых в военной и гражданской технике. Стоял у истоков создания методов обработки полупроводников при помощи электронных и ионных пучков. Также активно занимался созданием прибором точного времени, стал создателем и первым руководителем научной школы и научного направления работ в области твердотельного сверхвысокочастотного радиоэлектронного приборостроения. Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1984 году за «выдающиеся заслуги в создании новых образцов техники» Юрий Петрович Докучаев был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
Советский инженер, конструктор ракетно-космической техники
Ивановский Олег Генрихович
Заместитель ведущего конструктора первого и второго искусственных спутников Земли, ведущий конструктор первых космических кораблей-спутников «Восток», создатель автоматических межпланетных станций. Главный конструктор по лунной тематике НПО им. С. А. Лавочкина.
Учёный и конструктор в области автоматики, информатики и вычислительной техники
Каган Борис Моисеевич
Родился в семье юриста Моисея Александровича Кагана (1889—1966) и зубного врача Рахили Соломоновны Каган (урождённой Хацревиной, 1890—1967), уроженцев Витебска. Отец, выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета из семьи купца второй гильдии, был председателем правления Всеукраинского государственного банка, затем работал в Наркомземе, после развода с первой женой (1941) был вторично женат на докторе медицинских наук, профессоре Белле Григорьевне Лейтес, заведующей организационно-методическим отделом Института ревматизма РСФСР. В детские годы жил с родителями и младшей сестрой в Харькове, потом семья переехала в Москву. В 1941 году окончил с отличием Московский энергетический институт по специальности «Автоматика и телемеханика». С 1940 года работал в лаборатории А. Г. Иосифьяна. 15 октября 1941 года ушёл добровольцем на фронт, принимал участие в обороне Москвы. В 1942 году был отозван из действующей армии для участия в работах по созданию военной техники, за что в ноябре того же года награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1946 году защитил диссертацию кандидата технических наук. В 1944—1949 годах возглавлял комплекс работ по созданию на новых технологических основах системы дистанционного управления пушечными установками на Туполевской летающей крепости Ту-4. За эти работы Б. М. Каган и Н. Н. Шереметьевский были в 1949 году удостоены Сталинской премии. В 1950-е годы работал над решением проблемы повышения точности работы регуляторов частоты бортовых источников питания и повышения точности траекторий баллистических ракет. За эту работу в 1958 году ему была присвоена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации. Был участником космической программы по запуску первого искусственного спутника и пилотируемого космического корабля. С 1953 года занимался проблемами электронной вычислительной техники и её применения для инженерных расчётов и управления. Участвовал в создании одной из первых ламповых ЭВМ и первых полупроводниковых управляющих вычислительных машин, в том числе в разработке малогабаритной электронной вычислительной машины М-3.
Советский конструктор, Герой Социалистического Труда
Катков Георгий Фёдорович
Родился 30 июля 1919 года в Саратове. Окончил десять классов школы и Московский энергетический институт. С весны 1941 года работал сначала в конструкторском бюро, затем на оборонном заводе. Участвовал в боях Великой Отечественной войны с 1942 года. Весной 1944 года Катков был отозван с фронта и направлен на работу в Москву, в НИИ-627. Занимал в НИИ должности начальника группы, отдела, направления. С 1955 года Катков работал главным инженером завода № 699 (впоследствии — завод «Машиноаппарат») и одновременно был Главным конструктором бортового электрооборудования ракетных и космических аппаратов. При его непосредственном участии разрабатывалось большое количество различных электромеханических устройств для ракетно-космической отрасли, в том числе электродвигателей, преобразователей, реле, датчиков, электроприводов и т. д. Разработанные Катковым и его коллективом устройства серийно производились на пятнадцати предприятиях СССР и применялись практически во всех моделях баллистических ракетах, ракетоносителях, искусственных спутниках, космических аппаратах, боевых ракетах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за «выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полёта советского человека в космическое пространство» Георгий Катков был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот»
Советский и российский учёный в области радиотехники, радиосвязи и радиолокации планет. Один из основоположников советской секретной радио- и телефонной связи. Академик АН СССР. Дважды Социалистического Труда
Котельников Владимир Александрович
Родился 24 августа (6 сентября) 1908 года в Казани (ныне Татарстан) в семье известного российского и советского математика и механика Александра Петровича Котельникова (1865—1944) — сына математика, доктора философии, профессора Казанского университета Петра Ивановича Котельникова (1809—1879). В 1926 году поступил в МВТУ имени Н. Э. Баумана, где преподавал его отец. На последних курсах перешёл в Московский энергетический институт, который окончил в 1930 году. Работал инженером в Центральном институте связи НКПиТ. С 1931 года был зачислен в аспирантуру МЭИ; в том же году возглавил группу в Институте связи, занимавшуюся разработкой передачи шифрованного сигнала на большие расстояния. В 1938—1939 годах руководил двумя лабораториями по засекречиванию телеграфной и телефонной информации. На принципах, разработанных Котельниковым, была создана шифровальная телеграфная аппаратура «Москва». После создания этой аппаратуры с 1939 года В. А. Котельникову была поручена задача создания шифратора для засекречивания речевых сигналов с повышенной стойкостью к дешифрованию для правительственной ВЧ-связи. Под руководством Котельникова, возглавившего созданную для этой цели лабораторию Дальней связи ГСПЭИ № 56 НКЭП, работали А. Л. Минц, К. П. Егоров, В. К. Виторский и другие специалисты-шифровальщики. С 1941 года коллектив эвакуировался в Уфу, где к работам подключилась группа специалистов, ранее решавшая подобные вопросы на ленинградском заводе «Красная Заря». В 1942 году разработка новой аппаратуры связи «Соболь-П» была закончена. После возвращения ГСПЭИ-56 в Ленинград в 1943 году В. А. Котельников перешёл в ЦНИИ Наркомата связи, одновременно работая в МЭИ. Член ВКП(б) с 1948 года. В дальнейшем занимал должности декана радиотехнического факультета МЭИ (1947—1953), директора и главного конструктора ОКБ МЭИ (1948—1953), заместителя директора и директора (1954—1988) ИРЭАН. Заведующий кафедрой основ радиотехники МЭИ (1953—1980), был деканом радиотехнического факультета МЭИ. Вице-президент и первый вице-президент АН СССР (с 4 марта 1970 по 27 сентября 1988 года).
Конструктор вооружения
Лившиц Анатолий Леонидович
Родился 25 августа (7 сентября по новому стилю) 1914 года в городе Юрьев Лифляндской губернии. В 1916—1920 годах жил в городе Херсон (Украина), с 1920 года — в Москве. В 1929 году окончил 7 классов школы. В 1931—1933 годах обучался в Московском электромеханическом техникуме имени Л. Б. Красина, в 1936 году окончил Московский энергетический институт имени В. М. Молотова (МЭИ). Одновременно с обучением в 1933—1936 годах работал в МЭИ инженером лаборатории. После окончания института в 1936—1940 годах продолжал работать в нём: старшим инженером, научным сотрудником, преподавателем и начальником лаборатории. В 1939 году окончил аспирантуру при МЭИ. С 1940 года работал старшим инженером и старшим научным сотрудником в Научно-исследовательской лаборатории артиллерийского приборостроения (с 1945 года — НИИ-5 Главного артиллерийского управления Наркомата обороны СССР). Был одним из основных разработчиков войсковых приборов управления зенитным огнём — ПУАЗО-5 и ПУАЗО-6. Совместно с Н. И. Пчельниковым, З. М. Бененсоном и М. Г. Гаазе-Рапопортом разработал теоретические основы создания приборов управления зенитным артиллерийским огнём. В 1946-1948 годах одновременно с конструкторской работой - старший преподаватель и научный сотрудник МВТУ имени Н. Э. Баумана. В 1948-1953 – начальник лаборатории НИИ-5. В 1949—1950 годах был заместителем главного конструктора аппаратуры «Ясень-1» по управлению и наведению истребителей с командных пунктов авиационных частей. В 1953-1958 – начальник отдела НИИ-5. Являлся главным конструктором аппаратуры «Каскад» для решения задачи наведения истребителей в составе автоматизированной системы управления «Воздух-1». В августе 1958 – заместитель начальника Московского НИИ приборной автоматики (МНИИПА), а в 1958-1961 — заместитель директора МНИИПА по научной работе. Являлся научным руководителем научно-исследовательской работы «Луч», в которой были определены возможности и основные принципы создания автоматизированной системы управления ПВО с использованием электронных вычислительных машин. С января 1961 — генеральный конструктор — 1-й заместитель директора МНИИПА, а в апреле 1962 — апреле 1970 — генеральный конструктор – директор МНИИПА. Под его руководством были разработаны и приняты на вооружение: единый комплекс средств автоматизации системы управления войсками ПВО «Электрон», системы «Низина», «Межа» и «Каштан». Первым в мире разработал и внедрил в ПВО комплексы средств автоматизации, обеспечивавшие функционирование в режиме реального масштаба времени с жёстко регламентированным циклом обработки информации и управления.
Российский учёный, конструктор глубоководных аппаратов «Мир», океанолог, Герой Социалистического Труда
Михальцев Игорь Евгеньевич
В 1940 г. поступил в Московский энергетический институт. С началом войны прервал учёбу и работал радистом и штурманом на судах Дальневосточного пароходства. В 1947 г. продолжил прерванную войной учёбу. В 1950 г. окончил Радиотехнический факультет Московского энергетического института. Трудовую деятельность начал работать в Акустической лаборатории Физического института им. П. Н. Лебедева АН СССР, преобразованной в 1954 г. в Акустический институт АН СССР, откуда в 1965 г. перешел в Институт океанологии. В 1970 г. стал доктором технических наук. До 1975 г. был заместителем директора Института, затем занялся исключительно научной деятельностью. В 1975—1989 гг. — заведующий Отделом глубоководных обитаемых аппаратов, с 1989 г. — заведующий лабораторией, с 2006 г. — руководитель Группы поисковых технических исследований. Создатель нового направления в океанологии — комплексного экспериментального исследования акустики океана. Автор открытий: «Явление непрерывности звукового поля в океане — эффект Михальцева» (приоритет 1959 г., диплом 1968 г.) и температурной микронеоднородности квазиизотермической толщи вод в море (1957 г.). К другим его значительным работам относятся: использование инфразвука для обнаружения источников звука в океане (1961—1964); определение океанологических условий по характеристикам проходящего акустического сигнала (1963—1965, через 12 лет после его работ этот метод был назван «акустической томографией океана»); новое направление — функциональная нейробионика для сети подводных якорных станций с интеллектуальными решающими системами (1990); концепция приоритета и реального освоения ресурсов океана и её Международное обсуждение (1991); создание 25 кВт — трубоэлектрического блока на гиразингидрате в качестве первичного топлива для энергопитания аппаратов на глубинах до 6000м — прототипа тепловых донных энергоустановок будущего (1993). Под его наблюдением созданы уникальные системы на специальных исследовательских гидроакустических судах «Сергей Вавилов» и «Перт Лебедев». Он был руководителем работ и Первой Атлантической экспедиции этих судов (1960 г.). Автор заданий, руководитель работ по созданию и испытаниям обитаемых исследовательских аппаратов «Пайсис» до 2000 м (1970—1976) и обитаемых аппаратов «Мир» — до 6000м (1979—1987).
Советский учёный в области автоматического управления, академик АН СССР, Герой Социалистического Труд
Петров Борис Николаевич
Один из основоположников отечественной космонавтики, работавший в тесном контакте с ведущими деятелями советского ракетостроения и космонавтики — С. П. Королёвым, В. П. Глушко, М. К. Янгелем, В. Н. Челомеем, В. Ф. Уткиным, М. Ф. Решетнёвым, В. П. Мишиным, Н. А. Пилюгиным. 1950-е — 1960-е годы: поставил и провёл исследования в области теории и практики нелинейных сервомеханизмов. Вместе с учениками развил методы расчёта и исследования сервомеханизмов и осуществил передачу результатов специализированным КБ для последующей реализации. С 1955 года руководил разработкой методов построения нелинейных систем управления с переменной структурой, развитием методов синтеза и анализа таких систем. С 1956 года разрабатывал теорию систем управления космических аппаратов. В 1957 году возглавил работы по теории, проектированию и созданию беспоисковых самонастраивающихся систем (адаптивных систем с моделью). Руководил разработкой и созданием адаптивных систем управления для некоторых классов ракет Главного конструктора И. С. Селезнёва. В дальнейшем разрабатывал новое перспективное направление — теорию координатно-параметрического управления. 1950-е годы: работал совместно с академиком С. П. Королёвым над системами регулирования для первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Часто принимал участие как консультант на заседаниях совета Главных конструкторов, возглавляемого С. П. Королёвым. В 1950—1951 годах совместно с сотрудниками получил первые конструктивные результаты в исследовании динамики жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и его электронном аналоговом моделировании — выполненные исследования помогли найти способы борьбы с продольной неустойчивостью ракете Р-7.
Советский учёный в области автоматического управления, основоположник отечественной школы методов искусственного интеллекта, член АН СССР,
генерал-майор-инженер.
Поспелов Гермоген Сергеевич
В 1934 г. поступил и в 1940 году окончил без отрыва от производства Московский энергетический институт. В своей группе был одним из наиболее успевающих студентов. В 1946 г. Г. С. Поспелов был назначен в Военно-Воздушную Инженерную Академию (ВВИА) им. Жуковского, в которой прослужил до 1964 года. Основные научные достижения этого периода: по теории нелинейных систем автоматического регулирования; по автоматизации управления полётом летательных аппаратов, в частности, теоретически и опытно решена задача автоматической и автоматизированной посадки самолёта, в том числе при заходе на посадку и снижения к посадочной полосе в сложных метеоусловиях, вне видимости земли; в исследованиях по теории больших систем решён широкий круг вопросов, связанный с разработкой систем управления воздушным движением и систем автоматизированного управления действиями авиационных частей и соединений.
Советский учёный-изобретатель, разработчик советских ЭВМ, Герой Социалистического Труда
Пржиялковский Виктор Владимирович
Родился 2 марта 1930 года в Серпухове (Московская область). В 1953 году окончил МЭИ и поступил на работу в Пензенский филиал СКБ-245. Он участвовал в создании сеточной модели ЭИС (блок центрального управления и блок инжекционных скважин), был главным конструктором ЭВМ «Гранит», предназначенной для обработки результатов артиллерийской стрельбы. Старший инженер в/ч 06669 в Ногинске (1956—1959). Участвовал в создании полупроводниковой ЭВМ (арифметическое устройство и устройства местного и центрального управления). Работал на различных должностях в СКБ Минского завода имени Г. К. Орджоникидзе (1959—1971), с 1964 года он главный инженер СКБ, затем заместитель директора филиала НИЦЭВТ по научной работе, главный конструктор ряда ЭВМ серии «Минск», ЕС-1020. В 1977 году он был назначен директором НИЦЭВТ, до 1988 года был генеральным директором НПО «Персей», генеральным конструктором ЕС ЭВМ, главным конструктором БЦВМ комплекса «Аргон».
Советский и российский учёный и изобретатель
Ромашин Александр Гаврилович
Родился в с. Воротышино Ярцевского района (ныне — Смоленская область). В 1958 окончил Московский энергетический институт по специальности «Теплофизика». Работал в Обнинске. В 1958—1966 — старший лаборант, м.н.с. Физико-энергетического института. С 1966 по 1978 ст. научный сотрудник, начальник лаборатории, зам. начальника Обнинского филиала Научно-исследовательского института технического стекла (НИТС) Министерства авиационной промышленности СССР. В 1978—2005 генеральный директор ГНЦ ФГУП «НПП «Технология», созданного на базе филиалов НИТС и ВИАМ (Всероссийский институт авиационных материалов). Доктор технических наук (1981). Профессор (1989). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1984). Академик РИА (1990), МИА (1992), Международной академии керамики (1994). Занимался научными исследованиями в области материаловедения, технологии и конструкций из неметаллических материалов (керамики, стекла, полимерных композитов). Автор более 300 научных трудов, получил 52 авторских свидетельства и патента. Работал над решением задач по использованию композитов в космических аппаратах «Протон-М», «Рокот», спутниках «Купон», самолётах Су-29, Су-31, Су-33, С-80, А-40, Ту-204, Ту-334, созданию ударопрочного остекления для скоростных железнодорожных поездов.
Советский инженер-конструктор, Академик АН СССР. Герой Социалистического Труда
Семихатов Николай Александрович
Главный конструктор систем управления всех советских БРПЛ ВМФ и ряда оперативно-тактических ракет сухопутных войск СССР. Родился 10 декабря 1918 года в селе Полчаниновка Саратовской губернии (ныне — Татищевский район, Саратовская область). В 1920 году вместе с родителями переехал в Москву. В 1937 году окончил среднюю школу № 168 и поступил в Московский энергетический институт. В 1942 году окончил электрофизический факультет МЭИ и работал инженером Государственного НИИ-20 в г. Барнаул. С 1946 по 1953 год работал в Москве в НИИ-885 у Н. А. Пилюгина. После создания в 1952 году СКБ-626 при Союзном заводе № 626 в г. Свердловске — дублёра НИИ-885 для разработки и изготовления систем управления баллистическими ракетами, Н. А. Семихатов в числе других молодых конструкторов был переведён в новое КБ. С 1953 года инженером — старшим научным сотрудником работает в СКБ-626 (с 1958 года НИИ-592, ныне «НПО автоматики» имени академика Н. А. Семихатова). Позднее возглавил НПО, став Главным конструктором. С 1992 года — в должности советника руководителя «НПО автоматики».
Советский учёный в области радиоэлектроники и автоматики. Член-корреспондент АН СССР
Тихомиров Виктор Васильевич
Родился 10 (23 декабря) 1912 года в Кинешме (ныне Ивановская область). Окончил МЭИ в 1940 году. Член ВКП(б) с 1948 года. Под его руководством созданы и внедрены в серийное производство первая советская БРЛС «Гнейс-2», БРЛС защиты задней полусферы самолёта «Аргон», авиационные радиолокационные прицелы «Изумруд», «Изумруд-2», «Изумруд-2М», высокоточный дальномер, первая ракетная система «воздух-воздух» К-5; созданы авиационные РЛС наведения «Ураган», началась разработка зенитного ракетного комплекса «Куб». В 1958 году назначен Генеральным конструктором самоходного ЗРК «Куб».
Советский учёный, конструктор РЛС и радиоаппаратуры связи. Один из основателей советской военной радиолокации.
Фин Александр Абрамович
Родился в 1908 году в Саратове. Ещё в школе увлёкся конструированием радиоаппаратуры. Окончил МЭИ (1935). Инженер Остехбюро, с 1938 года — главный инженер НИИ-20 радиопромышленности. Руководил разработкой радиолокационных станций РУС-2С (наземная), Гнейс-2 и Гнейс-2М (самолётные), Гюйс-1 и Гюйс-2 (корабельные).
Советский и российский учёный
Харитонов Анатолий Михайлович
Как отличник учёбы без экзаменов был принят в Военное училище бронетанковых войск, но к учёбе допущен не был из-за нехватки мест. По счастливому стечению обстоятельств и благодаря поддержке ректора МЭИ В. А. Голубцовой поступил в Московский энергетический институт. Окончил Московский энергетический институт в 1957 году, по распределению работал инженером в ОКБ «Гидропресс» при Подольском машиностроительном (котлостроительном) заводе имени С. Орджоникидзе. В 1961 году по приглашению С. А. Христиановича перешёл на работу в Сибирское отделение АН СССР в Институт теоретической и прикладной механики, переехал в Новосибирский академгородок. Работал ведущим инженером, учёным секретарем (1965), начальником установки — сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-313 (1966), заведующим лабораторией (1967), затем отделом (1968), заместителем директора по науке (1988—2001) . Защитил кандидатскую (1971), затем — докторскую (1988, технических наук) диссертации. Стараниями А. Харитонова сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-313 доведена до уровня, получившего сначала всесоюзное, а затем и международное признание. Мерой такого признания может служить вступление в STAI — Международную ассоциацию аэродинамических труб. Научные интересы в области механики жидкости и газа, экспериментальной аэромеханике. Под его руководством создан автоматизированный комплекс для проведения экспериментальных исследований сверхзвуковых течений газов в интересах авиационно-космической отрасли. Внес большой вклад в создание, развитие и совершенствование техники и методов экспериментальных исследований в аэродинамических трубах больших скоростей и при изучении сложных турбулентных течений, структуры и закономерностей вязких пространственных течений в угловых конфигурациях, отрывных и интерференционных течений, взаимодействующих с пограничным слоем ударных волн, возникающих при движении летательных авиационно-космических аппаратов и их элементов. Полученные результаты использованы при создании реальных конструкций спускаемых аппаратов в АНТК им. Туполева, НПО «Энергия», ГП «Красная звезда». Вице-президент Европейской гиперзвуковой ассоциации. Под руководством А. Харитонова создана оригинальная аэродинамическая труба адиабатического сжатия с мультипликаторами давления. На протяжении ряда лет возглавлял ICAS — международный Центр аэрофизических исследований при ИТПМ СО РАН. Является инициатором и одним из организаторов регулярно проводящейся с 1976 года Международной онференции по методам аэрофизических исследований — ICMAR.
Советский и российский учёный. Герой Социалистического Труда
Хрущёв Сергей Никитич
Родился 2 июля 1935 года в Москве. В 6 лет перенёс перелом тазобедренного сустава, год провёл в гипсе. В 1952 году окончил московскую школу № 110 с золотой медалью. Летом 1952 года поступил на факультет электровакуумной техники и специального приборостроения МЭИ по специальности «Системы автоматического регулирования». Вспоминал, что главную роль в его решение идти учиться именно в МЭИ сыграла его бывшая ректор, супруга Маленкова Валерия Голубцова. В 1958 году окончил факультет электровакуумной техники и специального приборостроения МЭИ. В 1958—1968 годах работал в ОКБ Челомея заместителем начальника отдела, разрабатывал проекты крылатых и баллистических ракет, участвовал в создании систем приземления космических кораблей, ракеты-носителя «Протон». Уже в 1959 году, через год после окончания института, Сергей Никитич вместе с руководителем КБ Челомеем и несколькими другими сотрудниками стал Лауреатом Ленинской Премии. Доктор технических наук. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, Премии Совета Министров СССР. Член ряда международных академий. Впоследствии работал заместителем директора института электронных управляющих машин (ИНЭУМ), заместителем генерального директора НПО «Электронмаш».
Советский и российский учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва. Академик РАН (2000), Герой Социалистического Труда
Черток Борис Евсеевич
В МВТУ Бориса Чертока не приняли, хотя экзамены он сдал — ему сказали: «У тебя нет никакого рабочего стажа! Иди, поработай на завод, а через три года мы тебя с удовольствием примем как рабочего, а не как сына служащих». В августе 1930 года он был принят на работу электромонтёром 4-го разряда в электроцех отдела оборудования (ОБО) на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство самолёта ТБ-3 и в подготовке самолётов специального арктического варианта, на которых экспедиция И. Д. Папанина в 1937 году высадилась на льдину, начав тем самым работу полярной станции СП-1. Был ответственным инженером по электро- и радиооборудованию самолёта Н-209 С, на котором летел в США через Северный полюс С. А. Леваневский. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе. В 1934 году Черток поступил на вечернее отделение в Московский энергетический институт, который окончил в 1940 году; его однокурсником был будущий академик Г. С. Поспелов. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова. В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. 2 мая 1945 года в звании майора он расписался на Рейхстаге, что считал счастливейшим достижением в своей жизни. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Королёвым. В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения. Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года была связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов. В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году — начальника отдела систем управления НИИ-88, Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), главным конструктором которого был С. П. Королёв. В 1974 году Б. Е. Черток назначен заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления. Наряду с научной постоянно вёл и преподавательскую работу: с 1947 года по 1978 год в МВТУ, с 1978 года и до конца своих дней в МФТИ, где заведовал кафедрой «Управление движением» факультета аэрофизики и космических исследований, читал курс «Управление большими космическими системами». Является заслуженным профессором МФТИ. 26 ноября 1968 года избран членом-корреспондентом Академии наук СССР (с 1991 года — Российская академия наук, РАН). С 26 мая 2000 года — действительный член РАН по Отделению механики и процессов управления (системы управления). В 1990 году он был также избран действительным членом Международной академии астронавтики. Б. Е. Черток являлся почётным членом Российской академии космонавтики и членом Международной академии информатизации. Своё поразительное научное и творческое долголетие Борис Евсеевич Черток объяснял ставшим естественным постоянным стрессовым состоянием, связанным с частыми нештатными ситуациями на земле и в космосе. Б. Е. Черток является одним из основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами. Его имя теснейшим образом связано со многими эпохальными событиями ХХ века — научно-технической революцией, прорывом человечества в космос. При его непосредственном участии были созданы и осуществлены первые советские баллистические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый полёт человека в космос, полёты АМС к Луне, Марсу и Венере, первые спутники связи «Молния», первые спутники дистанционного зондирования Земли, первые орбитальные станции и другие достижения советской космонавтики.
Made on
Tilda